ПО СТРОЙТЕХНИКА
оборудование для строителей России с 1971 года

+7(499)265-0917, (499)265-0918, (499)265-0927, (800)301-0545 Сделать звонок

Aктуализация технических норм для грузозахватных приспособлений

Константинов А.С., Прусов А.Ю. Ярославский государственный технический университет.         УДК 621.86.06

Грузозахватные приспособления (ГЗП) всегда являлись предметом пристального внимания со стороны надзорных органов, как оборудование, представляющее потенциальную опасность при эксплуатации. Классическое определение таких устройств подразумевает их использование по назначению - для связи груза с крюком грузоподъёмной машины. Ранее особое внимание уделялось наиболее распространенным канатным и цепным стропам. Для их безопасной эксплуатации и производства существовали стандарты, руководящие документы и правила безопасности, регламентирующие каждый шаг производителя и эксплуатирующей организации.

Используемая система организации надзора за грузоподъёмным оборудованием, опирается на нормативно-техническую документацию, разработанную в прошлом веке. Основным механизмом определения и устранения неисправностей грузоподъёмных механизмов была процедура периодического технического освидетельствования, в рамках которой уделялось внимание и грузозахватным приспособлениям. Существовала проблема и в отсутствии методик контроля и статических испытаний конкретных типов грузозахватных приспособлений, отличных от традиционных канатных, текстильных и цепных стропов. Но и эта задача решалась путем выпуска технических условий предприятием-изготовителем. Таким образом, существовал механизм контроля за грузозахватными приспособлениями на предприятиях в виде внутренних проверок, планово-предупредительных ремонтов и проведения технических освидетельствований. Государство через соответствующие органы контроля и надзора формировало техническую политику.

Ситуация начала меняться с введением в действие ФЗ "О техническом регулировании" и выхода в дальнейшем технических регламентов. В частности, принятый ТР "О безопасности машин и оборудования", имеет отношение к обсуждаемой теме и предполагает введение процедур сертификации, подтверждающих соответствие технической документации. Здесь необходимо выделить две проблемы: первая связана с формированием перечня машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации; вторая с отсутствием актуализированных стандартов и самой процедуры оценки соответствия для ГЗП.

Относительно первой проблемы следует отметить, что ГЗП не вошли в перечень машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию соответствия требованиям ТР "О безопасности машин и оборудования". Этот факт вызывает удивление, так как при работе крана всегда используется грузозахватное приспособление и в контексте безопасности оно должно рассматриваться как неотъемлемое оборудование грузоподъемного крана. Конструкция устройств (оборудования) для связи груза с грузоподъёмной машиной может быть разная (стропы, захваты, траверсы) и применяться они могут также в разных отраслях экономики и хозяйствования (промышленное и гражданское строительство, машиностроение, энергостроение и т.д. и т.п.). Акцент на сфере возможного использования ГЗП является наиважнейшим и подтверждает их универсальное применение.

В пункте 12 Приложения 1 Технического регламента "О безопасности машин и оборудования" встречается термин "цепи грузовые" для горного оборудования. Он не содержит четкого определения и можно предположить, что термин в равной степени относится и к приводным и к грузоподъемным цепям. Действующие стандарты, принятые в развитие норм технического регламента содержат требования на круглозвенные грузоподъёмные цепи и на так называемые "стропальные цепи". Следовательно, можно предположить о том, что и цепные стропы являются предметом обязательной сертификации. Но и это требует пояснения, так как цепные стропы являются лишь одним из типов большого разнообразия ГЗП, применяемого не только в горном оборудовании.

Вторая проблема связана с отсутствием актуализированных стандартов и самой процедуры оценки соответствия для ГЗП. Нормативная база, существовавшая в прошлом веке, устарела. Она не отражает современных тенденций и технического уровня развития конструкций приспособлений, она не учитывает требования, предъявляемые к новым материалам. В этой ситуации уже началось активное внедрение в обиход иностранных нормативов, в основном европейских норм. Причем стали вводиться нормы, имеющие ссылки на иностранные источники без существующих в открытом доступе соответствующих переводов на русский язык. Кроме того, аутентичный перевод иностранного стандарта, меняет существовавший ранее терминологический аппарат в конкретной области знаний. Эти недостатки обязательно проявятся в ближайшее время и приведут к конфликту интересов между потребителем, производителем и представителями надзорных или контролирующих органов.

Отсутствие стандартов не позволяет провести процедуры, связанные с сертификацией и оценкой соответствия. В результате на рынок РФ поставляется большое число различных такелажных изделий, компонентов к ГЗП, не имеющих необходимой маркировки и сопроводительной документации. Кроме того, завозимые изделия неизвестного происхождения (от Америки до Японии, включая Европу и Китай) не позволяют выработать единые требования по безопасной эксплуатации и определению браковочных показателей. Последнему следует уделить особое внимание, так как без общедоступной и понятной методики периодического контроля и испытаний ГЗП невозможно гарантировать выполнение требований безопасности продукции - основного требования, заявленного в ФЗ "О техническом регулировании".
В этой связи, на передний план выходит еще одна задача - разработка универсального испытательного оборудования, позволяющего проводить исследования по широкому спектру физико-механических свойств и характеристик материалов, а также статических, динамических и ресурсных испытаний готовой продукции.

Учитывая все вышесказанное необходимо в ближайшее время провести работу по актуализации отечественной нормативной базы в области использования грузозахватных приспособлений. В качестве базы нужно использовать современные международные стандарты, охватывающие весь спектр ГЗП (стропы, траверсы, захваты), а так же учитывающие исторический опыт и накопленные знания отечественными учеными-исследователями. Данная работа начата специалистами кафедры "СДМ" ЯГТУ, создана модель испытательного стенда, разрабатывается лабораторный стенд для определения усилий в ветвях многоветвевых стропов, смонтирован мостовой кран в лаборатории кафедры.


<< Структурный анализ надёжности кранов на этапе проектирования | Режимы работы вибромеханизмов при уплотнении бетонных смесей >>


На главную Архив: информация, материалы


Производство и продажа строительного оборудования и техники - ПО «Стройтехника». Соpуright Копирование материалов сайта запрещено.