ПО СТРОЙТЕХНИКА
оборудование для строителей России с 1971 года

+7(499)265-0917, (499)265-0918, (499)265-0927, (800)301-0545 Сделать звонок

Влияние международных санкций на рынок строительной техники в России

Напряженная политическая и экономическая обстановка в мире, связанная с ситуацией на Украине, введение международных санкций влияют на все сферы экономики, в том числе и на рынок строительной техники.

В 2007 году Украина начала переговоры по соглашению об углублении евроинтеграции. В ноябре 2013 года украинское правительство решило приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, что вызвало массовые антиправительственные акции и свержение действующей власти. Уже в июне 2014 года была подписана экономическая часть соглашения, которая предусматривает свободную торговлю Украины с ЕС. Вступление этого договора в силу было отложено до конца 2015 года. Пока между Россией и Украиной условно сохраняется режим свободной торговли в рамках СНГ.

Для защиты своего рынка Россия введет пошлины на товары из Украины. Правительство РФ определило срок - в течение 10 дней после начала процесса имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Перечень товаров украинского производства, на которые будут наложены пошлины, включает автобусы, прицепы и полуприцепы, легковые автомобили, грузовые и пассажирские суда, продукцию машиностроения. Этот список не окончательный. В настоящее время Минпромторг России рассматривает обращения производителей, потребителей и участников внешней экономической деятельности с Украиной, после чего 16 октября 2014 года доработанный перечень будет выставлен на общественное обсуждение.

В ответ Украина утвердила список российских товаров облагаемых пошлинами, среди которых легковые и пассажирские автомобили, трактора, железнодорожное оборудование, изделия из черных металлов, сборные строительные конструкции. Так, например, после введения пошлин цена на российские трактора для украинских фермеров будет такая же, как и от европейских производителей. Как следствие происходит снижение конкурентоспособности техники и спроса на продукцию из России.
После перехода Крыма в состав Российской Федерации, ряд стран (США, страны ЕС, Япония, Канада, Австралия, а также их страны-партнеры) приняли ограничительные меры по отношению к России, в основном они затрагивают ОПК и нефтегазодобывающую отрасль. Были запрещены поставки высокотехнологичного оборудования для этих отраслей, некоторые виды энергетического оборудования.

В июле 2014 постановлением Правительства России № 656 был введен запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранных производителей, кроме стран Таможенного Союза - Белоруссии и Казахстана. В частности, под запрет попали легковые и грузовые автомобили, автоцистерны, бульдозеры, дорожные катки, экскаваторы, автобетононасосы и другая дорожно-строительная техника.

С предложением ввести запрет на весь импорт строительной техники, оборудования и материалов из стран, которые поддерживают санкции, выступил председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни В.А. Слепак. Освободившуюся нишу он предполагает заполнить поставками продукции компаний из дружественных стран на более выгодных условиях. В.А. Слепак выражает уверенность в том, что следствием этих мер будет снижение цен на недвижимость. Каким только образом заставить коммерсантов и бизнесменов отказаться от гарантированной прибыли - российский чиновник не поясняет...

Усиление санкций наносит ущерб как России, так и, возвращаясь бумерангом, экономике принявших их стран. Российские строительные проекты сильно зависимы от импортных материалов и оборудования, для западных производителей поставки в Россию - важный рынок и тысячи рабочих мест.

Тяжелая ситуация складывается и для Украины. Большинство машиностроительных заводов находится на востоке страны. В ходе военных действий попали под обстрел многие предприятия: Стахановский завод производства ферросплавов, алюминиевый завод "Солур". Взрывами были разрушены коммуникации, энергоснабжение, водоснабжение. Остановлены Краматорские заводы тяжелого машиностроения, тяжелого станкостроения, славянский завод "Бетонмаш", краматорский "Энергомашспецсталь". Заводы останавливали и из-за угрозы для безопасности работников. В мирное время на Донецкую и Луганскую области, где идут военные действия, приходилось 27% от общего экспорта Украины.

проблемы поставок оборудования Украины  проблемы с комплектующими из Украины

До развития политического конфликта Россия являлась основным импортером промышленной продукции Украины. Из-за торговых ограничений и невозможности выполнять обязательства предприятия Украины теряют контракты с Россией. Правительство Украины делает все новые займы, при этом ужесточаются антикризисные меры и контроль за финансовыми операциями. Нарушены финансовые и транспортные коммуникации между Россией и Украиной, новые договора не заключаются - нет гарантии того, что денежные переводы дойдут в полном объеме до получателя и произведенная продукция будет доставлена заказчику. Из-за напряженной политической обстановки тем более рискованно заключение долгосрочных соглашений.

Курс евроинтеграции рассчитан на переориентацию производства на Европу. Кризисное состояние предприятий, политический курс Правительства Украины, огромный государственный долг и устаревшее по западным меркам оборудование делает невозможным быстрый выход на европейские рынки.

Негативным образом ситуация сказывается и на российских производителях. Испытывают серьёзные проблемы заводы по производству строительного оборудования и техники, зависимые от украинских комплектующих. В их число попали и предприятия, продукцию которых ПО "Стройтехника" поставляет строительным организациям и на строительные объекты по всей России. Так, Можайский завод "МЭМП" лишился поставщика специальных материалов из донецкой области для производства промышленных установок строительного осушения. Альтернатива есть, но по гораздо более высокой цене и, опять-таки - импортного происхождения. Аналогичная ситуация сложилась и с заводом, производящем агрегаты и узлы бетоносмесительного оборудования, расположенного в городе Славянск.

В Правительстве России, в областных администрациях много обсуждают вопрос импортозамещения, господдержки. В реальности зачастую это оказывается "политический пиар", а не конкретные меры и действия по поддержке производств.
По экспертной оценке доля импорта на российском рынке строительной техники достигает 80%. Как будет заполняться освобождаемый сегмент рынка в случае усиления санкций? Говорить о полном импортозамещении не приходится. Россия пока, к сожалению, не в состоянии обеспечить себя необходимой для строительства продукцией отраслевого машиностроения.
В последнее десятилетие складывалась тенденция активного входа на российский рынок иностранных компаний. Производители строительной и сельскохозяйственной техники активно открывали заводы в России: Caterpillar в Тосно Ленинградской области, Komatsu в Ярославской области (экскаваторы и карьерные самосвалы), John Deere в Оренбурге и Домодедове Московской области (сельхозтехника), Volvo в Калуге (грузовики), Hitachi в Тверской области (экскаваторы) и пр. Какая судьба теперь ждёт их и их российских сотрудников?

Отечественные же производители способны обеспечить только 20% необходимого объема техники, и эта доля в последние годы постоянно снижалась. Из-за торговых санкций предприятия терпят убытки. Конкурентоспособность производимого оборудования снижают устаревшие производственные линии. В России нет комплексной разработки и внедрения в производства современных технологий. Должен быть пересмотрен и вопрос подготовки специалистов.

Вторым после Европы лидером по производству строительной техники является Китай. У китайских производителей можно найти практически любой аналог европейского оборудования, не говоря о том, что многие западные компании вообще размещают там свои производства. С одной стороны, с имеющимися в Китае мощностями можно сравнительно легко наладить новые производства, которые позволят заполнить нишу, образующуюся при воздействии санкций. Но, с другой стороны, если власти РФ дадут Китаю ещё дополнительные преференции, то следствием этого будет увеличение доли недорогой китайской строительной техники на российском рынке, что повергнет отечественных производителей в ещё более критическое состояние.


<< Проблемы бюджетирования строительства керченского моста | Ситуация в строительной отрасли Крыма >>


На главную Архив новостей


Соpуright ПО «Стройтехника» Копирование материалов сайта запрещено. См. Раздел о защите авторских прав, условиях использования ресурса и сотрудничества.