ПО СТРОЙТЕХНИКА
оборудование для строителей России с 1971 года

+7(499)265-0917, (499)265-0918, (800)301-0545 Сделать звонок

24.11.2014

Грузозахватные строительные стропы

Строп - это приспособление, представляющее собой отрезок каната или цепи, предназначенное для захвата грузов в процессе производства такелажных и погрузочно-разгрузочных работ с помощью крановых грузоподъёмных механизмов с подвесными крюками.

Материалом для изготовления стропов служит стальной трос или цепь соответствующей марки, либо канат из растительного (хлопчатобумажного, пенькового и т.п.) или полимерного (капрон, нейлон и т.п.) волокна. Стропы, изготовленные из неметаллических канатов, имеют довольно ограниченную область применения. Как правило, они используются для строповки мягких и относительно лёгких грузов. На концах стропа обычно предусмотрены петли, кольца, крюки, скобы и другие грузозахватные элементы.

Стропы из стального каната (троса) проще в изготовлении, удобнее в эксплуатации, обладают большей несущей способностью и долговечностью, чем стропы из неметаллических канатов или грузовые стальные цепи. Они обладают способностью сглаживать возникающие динамические нагрузки и обладают большей эксплуатационной надёжностью, так как, в отличие от цепи, разрушение каната происходит постепенно, что позволяет контролировать степень износа и осуществлять своевременную выбраковку.
В зависимости от количества ветвей стальные тросовые стропы (рис. 1) могут быть: одноветвевыми (1 СК); двухветвевыми (2 СК); трёхветвевыми (3 СК); четырёхветвевыми (4 СК); кольцевыми (СКК).

(Нажмите для увеличения)

стропы стальные канатные

Цепные стропы обычно применяются при погрузке или перемещении кранами грузов, которые имеют острые режущие кромки (листовой и сортовой металл, заготовки металлоконструкций и т.п.). Цепные стропы (рис. 2) бывают одноветвевыми (1 СЦ), двухветвевыми (2 СЦ), трёхветвевыми (3 СЦ) и универсальными (УСЦ).

стропы цепные

Простые стропы используются для захвата грузов, оборудованных специальными приспособлениями (петлями, крюками, рым-болтами и т.п.), причём для строповки грузов, имеющих несколько: две, три или четыре необходимые точки крепления (станки, технологическое оборудование, строительные конструкции и т.п.) применяются многоветвевые конструкции стропов. При подъёме-перемещении грузов, которые не имеют специальных приспособлений (металлопрокат, трубы, доски и т.п.), применяются универсальные стропы или траверсы. Захват груза, в этом случае, происходит путём обвязки.

Изготовление грузовых стропов регламентируется требованиями и нормами РД 10.33.93 и РД 10.231.98 ("Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации") и конструкторской документацией, разработанной в утверждённом порядке. В процессе изготовления выбирается диаметр и марка стального троса, определяется необходимая длина каната, тип захватного элемента, способы крепления. Наиболее распространённый способ крепления при производстве стропов, - это крепление заплёткой. Крепление при помощи зажимов допускается при изготовлении временных стропов, креплении к траверсе и креплении каната грузоподъёмного механизма. Резка стального троса при изготовлении стропов осуществляется механическим способом (абразивными кругами, зубилом и т.п.) или газом. Применение электродуговой сварки недопустимо, так как в этом случае прохождение по прядям стального троса тока большой силы вызывает их нагрев и отжиг, что приводит к ухудшению прочностных характеристик металла. Для предотвращения последующего раскручивания, место резки обматывается мягкой проволокой (8-10 витков). Длина стропа подбирается таким образом, чтобы угол, образуемый его ветвями, не превышал величину 90° (рис. 3). В соответствие с требованиями Гостехнадзора, после изготовления проводится статическое испытание стропов нагрузкой, на 25% превышающей номинальную. На каждом стропе обязательно наличие маркировочной бирки, содержащей информацию о заводе изготовителе, заводской номер, грузоподъёмность и дату испытания.

грузозахватные строительные стропы схема применения

В целях обеспечения техники безопасности при производстве работ по погрузке и разгрузке, специально обученным специалистом (ответственный по перемещению грузов), осуществляется постоянный контроль технического состояния и своевременная выбраковка используемых грузозахватных устройств. Основанием для выбраковки являются недопустимые дефекты материала стропа или грузозахватных элементов (рис. 4). Браковка цепного стропа происходит при увеличении более чем на 3% размера звена цепи или при величине износа более 10% от тела звена (рис. 4, а).

Кольца, петли и крюки съёмных грузозахватных устройств (рис. 4 б-д) бракуются в следующих случаях: наличие трещин; износ поверхностей или вмятины, приводящие к уменьшению поперечного сечения более чем на 10% или увеличению длинны звена более чем на 3%; остаточные деформации более 5%.

дефекты грузозахватных приспособлений

Браковка канатного стропа происходит, когда количество обрывов проволок прядей каната на определённом участке превышает следующие значения: для участка длинной 3D (где D- диаметр каната) - 4; 6D - 6; 30D - 16. К выбраковке стропа также приводит уменьшение диаметра троса более чем на 7%, вследствие поверхностного износа, или на 10% из-за деформации внутреннего сердечника вне зависимости от наличия обрывов проволок. Ещё одной причиной выбраковки канатного стропа является уменьшение, вследствие износа или коррозии, диаметра наружных проволок более чем на 40%. Степень износа или коррозии проволок определяется микрометром или другим инструментом, способным обеспечить необходимую точность измерения. Основанием для запрета использования стропа являются следующие дефекты: обрыв одной или нескольких прядей каната; корзинообразная деформация; расслоение прядей, выдавливание сердечника; местное увеличение или уменьшение диаметра каната; наличие перекручивания, раздавленных участков, заломов и перегибов; повреждения, появившиеся в результате температурного воздействия или электросварочного разряда; наличие износа (более 15%) или деформации коушей; трещины на опрессовочных втулках; повреждённые оплётки, признаки смещения каната во втулках или заплётке; отсутствие предохранительных замков на крюках. Выявленные в процессе ежесменного технического осмотра или освидетельствования дефектные стропы необходимо изъять из работы для ремонта или списания.


<< Технологии осушения строительных выработок - водоотлив и дренаж | Технологии строительного водопонижения >>
На главную Архив: информация, материалы


Соpуright ПО «Стройтехника» Копирование материалов сайта запрещено. См. Раздел о защите авторских прав, условиях использования ресурса и сотрудничества.