ПО СТРОЙТЕХНИКА
оборудование для строителей России с 1971 года

+7(499)265-0917, (499)265-0918, (499)265-0927, (800)301-0545 Сделать звонок

14.04.2011

Спецтехника для строительства - шарнирно-сочлененные самосвалы

Шарнирно-сочлененные самосвалы созданы для перевозки щебня, горной породы или песка на большие расстояния в условиях бездорожья. Особенно интенсивно используются при строительстве дорог и трубопроводов, в горнодобывающей промышленности – то есть в традиционных для России отраслях. Наверное, поэтому Россия одновременно с другими странами начала выпускать собственные шарнирно-сочлененные самосвалы. Идею соединить трактор-тягач с полуприцепами впервые воплотили в жизнь конструкторы Volvo. Они выпустили гибрид колесного трактора (без передней оси) и землевоза, к задней раме которого шарнирно крепился трактор. Вместо единой для всего самосвала жесткой рамы появилась ломающаяся рама, состоящая из двух соединенных шарнирами полурам. На каждой полураме – своя гидромеханическая трансмиссия и свои колеса. Шарнирно-сочлененная рама оказалась оптимальным решением для обеспечения маневренности машины на тяжелых дорогах и в тесных пространствах горных разработок. Мощь, сила и маневренность новой машины предопределили ее будущее. Так в 1966 году появился первый шарнирно-сочлененный самосвал. В 1969 году шарнирно-сочлененный самосвал выпустили и у нас такого же назначения – это БелАЗ и МоАЗ в Беларуссии. Конструкция этих самосвалов за 40 лет существенно не изменилась. Она определяется, конечно же, грузоподъемностью машины, которая составляет от 10 до 50 тонн. Половину всех шарнирно-сочлененных самосвалов составляют машины грузоподъемностью 25 тонн. Разные машины имеют и разные кузова.
 
У потребителей большим спросом пользуются самосвалы с кузовами, приспособленными для разных видов разгрузки – опрокидывание, сваливание, выгрузка с помощью дозатора распределения (дает возможность управлять скоростью выгрузки сыпучего груза), отсыпка теледумпированием. Существуют машины со специальным выталкивателем, позволяющим плавно по ходу машины ссыпать груз, что не требует последующего дополнительного разравнивания. Компоновка всех машин примерно одинакова – гидромеханическая трансмиссия, привод только на передний мост, маслопогружные тормозные механизмы, процессоры. Также в их конструкцию входят механизмы блокировки осевых и межосевых дифференциалов, которые способствуют хорошему сцеплению на сложных участках в непогоду. Большой дорожный просвет позволяет беспрепятственно преодолевать бездорожье. Современные производители шарнирно-сочлененных самосвалов – это белорусские БелАЗ и МоАЗ, а также зарубежные производители – Bell, Caterpillar, Volvo, Terex, Hitachi, Komatsu и ряд других компаний. В основу современных машин положен принцип разделения моторного и грузового модулей, но все же соединенных шарнирами. Распространена колесная схема с тремя ведущими мостами (6х6), встречаются схемы двухосного исполнения (колесная формула 4х4). Моторный модуль имеет одноосное исполнение, грузовой – двухосное. Дизельные двигатели с повышенным запасом крутящего момента жидкостного охлаждения имеют рядное и V-образное расположение цилиндров.
 
В некоторых моделях, особенно мощных, двигатели оснащены системами турбонаддува и охлаждения надувочного воздуха. Популярны двигатели Mercedez Benz, Cummins, Scania. Наши производители ставят двигатели Ярославского моторного завода или Cummins, иногда MTU. Volvo, Caterpillar и Komatsu, как правило, ставят свои собственные двигатели. Уже упоминалось, что гидромеханическая трансмиссия с блокируемым трансформатором является типовыми для всех видов шарнирно-сочлененных самосвалов. Коробка передач у всех планетарная с автоматическим управлением. Переключение под нагрузкой обеспечивает 6-7 передач переднего хода и 3 передачи заднего хода. Везде стоят раздаточные коробки с механизмами блокировки межосевых дифференциалов с гидравлическими замедлителями скорости. Система регулирования тягового усилия позволяет включать и отключать все дифференциалы во время движения. Сочлененная рама и гидравлическое управление поворотом делает машину маневренной, несмотря на ее огромные размеры и большой вес. Сочленение полурам имеет две степени свободы благодаря механизму сочленения – это узел с вертикальным и горизонтальным шарнирами. Вертикальный шарнир обеспечивает поворотные движения передней полурамы относительно задней, в то время как горизонтальный шарнир позволяет задней полураме прокачиваться вокруг продольной оси, что обеспечивает контакт колес с грунтом во время езды по проселочным дорогам и ухабам. Трехстоечная подвеска переднего моста снижает динамические нагрузки на переднюю полураму и способствует преодолению крупных неровностей.
 
Кабина оснащена современной системой кондиционирования, улучшена звукоизоляция. Установлены приборы контроля параметров работы самосвалов, сигнализирующие водителю обо всех неисправностях и тем самым предупреждающих его о необходимости действовать в том или ином нештатном режиме. Некоторые изготовители, продающие машины в Россию, предлагают специальный «сибирский пакет» дополнительного оборудования для работы в суровых климатических условиях. В пакете электроподогреватели основных узлов самосвала, уплотнения и амортизаторы из специальных морозостойких материалов и автономный дизельный подогрев кабины оператора. Отечественные заводы-производители шарнирно-сочлененных самосвалов в настоящее время остались за пределами России. Сейчас происходит слияние двух производителей сочлененных самосвалов – БелАЗа и МоАЗа. Уральский завод «Уральские дорожно-строительные машины» в 90-х создал две модели грузоподъемностью 16 и 25 тонн с моторами Ярославского завода строительной техники. Но разработки повисли в воздухе, а когда начали все-таки выпускать самосвалы, то не каждый год и единичными экземплярами. В прошлом году на Урале не произвели ни одного экземпляра подобной техники, несмотря на большой спрос на нее в Сургуте, Новом Уренгое, в Приморье, на Камчатке и Курилах, на месторождениях полезных ископаемых в Восточной Сибири. За рубежом дела с производством шарнирно-сочлененных самосвалов обстоят значительно благополучней. Сейчас на базе шведских шарнирно-сочлененных шасси производят транспорт для перевозки труб большого диаметра и опор для современной артиллерии.

<< Приборы контроля на строительных кранах | Смесители для бетонов на основе гипса >>
На главную Архив: информация, материалы


Соpуright ПО «Стройтехника» Копирование материалов сайта запрещено. См. Раздел о защите авторских прав, условиях использования ресурса и сотрудничества.