ПО СТРОЙТЕХНИКА
оборудование для строителей России с 1971 года

+7(499)265-0917, (499)265-0918, (499)265-0927, (800)301-0545 Сделать звонок

24.04.2010

Тросы и канаты ПТО

По типу свивки прядей канаты подъемно-транспортного оборудования в основном бывают с точечным (ТК) и линейным (ЛК) касанием проволок между слоями. При точечном касании углы навивки проволок в разных слоях неодинаковые, в результате создаются повышенные давления между проволоками, что увеличивает их изнашивание. При линейном касании углы навивки проволок в разных слоях одинаковые. В грузоподъемных машинах широкое применение находят шестипрядные канаты типа ЛК. Эти канаты по сравнению с канатами типа ТК более гибкие, имеют лучшее заполнение поперечного сечения металлом, и кроме того, срок службы их значительно выше. Пряди канатов свивают в один или несколько слоев. Однослойные пряди получают из проволок одинакового диаметра, которые свивают вокруг одной центральной проволоки. Двухслойные пряди могут быть выполнены: с одинаковым числом и диаметром проволок в каждом слое (ЛК-О, линейное касание проволок) с различным числом и диаметром проволок в каждом слое (ЛК-Р, линейное касание проволок); с проволоками заполнения между проволоками в пряди (ЛК-З, линейное касание). Пряди типа ЛК-Р имеют лучшее заполнение сечения, чем пряди ЛК-О, а в более толстых наружных проволоках прядей типа ЛК-О быстрее наступает усталостный излом. Поэтому в подъемном оборудовании, например, строительных люльках чаще применяют тросы - канаты типа ЛК-Р. Канат двойной свивки ЛК-РО имеет линейное касание проволок между слоями, в прядях имеются слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра. Восьмипрядный канат двойной свивки типа ЛК-Р имеет большую площадь контакта с желобом блока, поэтому он более долговечен; его применяют, например, в лифтах.
 
По способу свивки различают раскручивающиеся канаты, выполненные из проволок и прядей без предварительной деформации и нераскручивающиеся с предварительной деформацией. Проволоки и пряди раскручивающихся канатов имеют внутренние напряжения. Упругие силы, имеющиеся в них, стремятся возвратить проволоки и пряди в прямолинейное положение. Если разрубить такой канат, то пряди и проволоки разойдутся веером. Внутренние напряжения в сумме с рабочим напряжением от действия веса груза уменьшают несущую способность каната. Проволоки и пряди нераскручивающихся канатов подвергаются предварительной деформации с помощью специальных устройств, называемых преформаторами, устанавливаемыми в прядевьющих и канатовьющих машинах перед зажимным устройством и придающими проволоке или пряди форму, принимаемую ими в процессе свивки. Проволоки и пряди нераскручивающихся канатов не имеют внутренних напряжений, поэтому они при эксплуатации не изменяют своего положения. Можно отметить следующие преимущества нераскручивающихся канатов: гибкость (отсутствие внутренних напряжений в проволоках и прядях); меньшее стремление к вращению вокруг своей оси при навивке на барабан и огибании блоков; большую сопротивляемость усталости; равномерное распределение растягивающих усилий между прядями и внутри прядей - между проволоками; большую долговечность; при обрыве проволока сохраняет свое положение в канате, что облегчает условия обслуживания каната и уменьшает повреждения блоков и барабанов. В последнее время выпускают канаты из круглых радиально-обжатых прядей. Прядь после прядевьющей машины протаскивается через шаблон, диаметр ее уменьшается, проволоки приобретают фасонную форму, вследствие чего линейный контакт между ними заменяется контактом по поверхности, увеличивается степень заполнения металлического сечения каната.
 
Такие канаты имеют несущую способность на 15 - 18 % и долговечность на 30 - 50 % больше, чем канаты, изготовленные обычным способом. По виду покрытий поверхности проволок различаю канаты из проволок без покрытия и из оцинкованных проволок. Канаты из оцинкованной проволоки являются коррозионно-стойкими. Цинковое покрытие повышает срок службы канатов. Недостатком цинкового покрытия является малая сопротивляемость действию кислот. Для грузоподъемной строительной техники, работающей в закрытых помещениях, используют канаты из проволок без коррозионно-стойкого покрытия. Для канатов, работающих в помещениях с агрессивной средой, применяют проволоку из коррозионно-стойкой стали. Кроме канатов с прядями круглого сечения, которые находят преимущественное применение в грузоподъемных машинах, иногда (например, в шахтных подъемах) используют канаты с фасонными прядями, у которых опорная поверхность при навивке на барабан или огибании блока значительно больше, чем у круглопрядных канатов, вследствие чего уменьшается давление и увеличивается срок службы канатов. К недостаткам фасоннопрядных канатов относится сложность изготовления и повышенная стоимость.

<< Ленточные устройства для транспорта грузов | Подъёмники в строительстве и промышленности, виды и область применения >>
На главную Архив: информация, материалы


Соpуright ПО «Стройтехника» Копирование материалов сайта запрещено. См. Раздел о защите авторских прав, условиях использования ресурса и сотрудничества.